Система стихосложения

1.термин
Система стихосложения
2.тип термина
объект
3.вид статьи
полная
7.этимология

от греч. σύστημα ‘составное целое’ + стихосложение, калька лат. versificatio (из versus ‘стих’ + faciō ‘делаю’)

8.иноязычные эквиваленты
versification system (англ.)
system of versification (англ.)
système de versification (фр.)
sistema de versificación (исп.)
sistema di versificazione (ит.)
Versifikationssystem (нем.)
Verssystem (нем.)
systém veršování (чеш.)
versifikační systém (чеш.)
system wersyfikacji (пол.)
system wersyfikacyjny (пол.)
10.определение

«Отображение, ставящее элементам метрической структуры в соответствие определенные элементы структуры языка или, иными словами, способ реализации метра средствами естественного языка» (Лотман М. Ю. О системах стихосложения. — 1998. — С. 214).

11.альтернативные определения

Тип стихосложения в зависимости от единиц, используемых для сопоставления стихов (стихотворных строк).

14.контексты употребления

«Согласно установившейся традиции, школьная метрика различает три системы стихосложения — метрическую, основанную на длительности, тоническую, построенную на ударении, силлабическую, исходящую из счета слогов. Эта классификация с научной точки зрения требует существенного пересмотра» (Жирмунский В. М. Введение в метрику. — 1925. — С. 22; цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 19).


«Существование в поэзии различных систем стихосложения не представляет из себя ничего невозможного (например, русский народный и литературный стих), и развитие одной системы рядом с другой или даже за счет ее не может служить причиной для сомнений в реальном существовании более старой системы» (Жирмунский В. М. Введение в метрику. — 1925. — С. 60; цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 53).


«Метрическое строение стиха обусловлено его принадлежностью к той или иной системе стихосложения (силлабо-тонической, чисто тонической и т. п.) и в пределах этой системы — к тому или иному метрическому типу: ямб, хорей и т. д.» (Жирмунский В. М. Введение в метрику. — 1925. — С. 131; цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 116).


«Отделившись от прозы, стих должен был самоопределяться: признав своей основой ритм, он должен был нащупать характер этого ритма — систему стихосложения. Поиск системы стихосложения и составляет основное содержание “предыстории русского стиха” — от начала XVII в. до 40-х гг. XVIII в.» (Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. — 2000. — С. 23).


«Если теория стиха в XVIII в. преимущественно подчеркивала общие черты всех стихосложений (напр., сходство, а не разницу между русскими тоническими и античными квантитативными стопами), то в XIX в. в центре внимания оказывается национальное, языковое своеобразие стихосложений. В начало сочинений о стихе выдвигается различение метрического, силлабического и тонического стихосложения в их связи с языками, в которых они употребительны; образец здесь показал А. Востоков, крупнейший филолог и экспериментатор-поэт, своим “Опытом о русском стихосложении” (1812, отд. изд. 1817). Господствующая в русской поэзии система стихосложения постепенно получает название “тонико-силлабической” (Надеждин, 1837) или “тонико-метрической” (Классовский, 1863). Ее отличия от античной метрической системы (как “стопослагательной” от “стопомерной” — Пенинский, 1838) и от народной тонической системы становятся предметом живых дискуссий о «русском гекзаметре» и о русском народном стихе» (Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. — 2000. — С. 112).


«Каждая система стихосложения понятным образом опирается на фонологические средства языка. Чисто-силлабическое и чисто-тоническое стихосложение возможно, по-видимому, в любых языках. Но уже силлабо-метрическое стихосложение возможно лишь в тех языках, где долгота звуков фонологична, смыслоразличительна и поэтому улавливается сознанием; а силлабо-мелодическое — в тех языках, где фонологична высота звуков. Исключения возможны, но редки и обычно объясняются только иноязычным влиянием. [...] || Каждый язык располагает фонологическими данными, допускающими разработку разных систем стихосложения (по меньшей мере двух — силлабической и тонической). В ходе истории культуры стихосложение, принятое в языке, может меняться» (Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. — 2003. — С. 9).


«[...] ни в какой поэзии не бывало так, чтобы песенный стих принадлежал к одной системе стихосложения, а говорной — к другой. В германских стихосложениях и тот и другой был тоничен, в романских — силлабичен, в античных — квантитативно-метричен» (Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. — 2003. — С. 31).


«Мной прослежены разные формы взаимоотношения систем стихосложения. Отношение метрики перевода к метрике оригинала ни в одном из рассмотренных случаев не представило нам полного равенства, полной адэкватности (в смысле реально-фоническом и в смысле функциональном); в огромном большинстве случаев не может быть речи и о равенстве приблизительном (исключением является отношение некоторых метрических форм русской поэзии к соответствующим формам поэзии немецкой)» (Федоров А. В. Звуковая форма стихотворного перевода. — 1928. — С. 56).


«Стандартная теория [систем стихосложения] сталкивается с целым рядом проблем при решении как теоретических, так и дескриптивных вопросов. В теоретическом плане на первый план выступают следующие проблемы: || (a) каково место С[истем] С[тихосложения] в механизме стиха, каково соотношение их, в первую очередь, с факторами метрики и языковой просодики; || (b) насколько полным является набор С[истем] С[тихосложения] и существуют ли какие-либо критерии его полноты; || (c) как соотносятся между собой различные С[истемы] С[тихосложения]» (Лотман М. Ю. О системах стихосложения. — 1998. — С. 202).


«Недостатки стандартной теории стали в русском стиховедении очевидны уже в 1920-е годы, когда понятие С[истемы] С[тихосложения] и стандартный их набор неоднократно становились предметом специального анализа; было предпринято также несколько попыток их новой систематизации и даже исчисления» (Лотман М. Ю. О системах стихосложения. — 1998. — С. 204).


«Отображение метра на языковые цепочки осуществляется при помощи правил соответствия, совокупность которых и определяет С[истему] С[тихосложения]. Естественно, что различные МС будут реализовываться в разных С[истемах] С[тихосложения]. Соответствие между М[етрической] С[истемой] и С[истемой] С[тихосложения] является одно-многозначным: каждой М[етрической] С[истеме] соответствует определенный класс С[истем] С[тихосложения]» (Лотман М. Ю. О системах стихосложения. — 1998. — С. 218).


«Разные системы стихосложения определяются в зависимости от постоянных парадигматических членений, и притом самых мелких: в силлабо-тонической системе наименьшей парадигматической константой является стопа, в силлабической — слог, в тонической — такт, в верлибре — стих и т. д.» (Шапир М. И. На подступах к общей теории стиха. — 2000. — С. 83).


«[...] вслед за классическим [...] трудом Р. Якобсона и Дж. Лотца Я. Пыльдмяэ, опираясь на просодически релевантные в эстонском и русском языках фонологические элементы, установил восемь реально существующих в эстонской поэзии систем стихосложения и четыре возможных — в русской» (Руднев П. А. Введение в науку о русском стихе. — 1989. — С. 15).


«Просодическая система русского языка характеризуется релевантностью таких фонологических единиц, как слог и ударение. Опираясь на них, можно вывести следующие четыре системы русского стихосложения:
Системы стихосложения / слог / ударение
                 силлабическая    +      –
       силлабо-тоническая    +      +
             чисто тоническая    –      +
               свободный стих     –      – » 
(Руднев П. А. Введение в науку о русском стихе. — 1989. — С. 91).


«Целью настоящей работы был анализ понятия ‘система стихосложения’ с точки зрения современного стиховедения и систематизация С[истем] С[тихосложения]. [...] мы не задавались целью исчисления всех С[истем] С[тихосложения] a priori возможных в поэзии некоторого языка, ни, тем более, возможных вообще. Тем не менее, имеет смысл привести список основных С[истем] С[тихосложения]:
   1. Чисто-квантитативный стих;
   2. Силлабический стих;
   3. Акцентный стих;
   4. Свободный стих;
   5. Силлабо-квантитативный стих;
   6. Квантитативно-силлабический стих;
   7. Акцентно-силлабический стих;
   8. Силлабо-акцентный стих;
   9. Акцентно-силлабо-квантитативный стих.
Список этот заведомо не полон: нет в нем различных разновидностей акцентного и свободного стиха, возможно имеет смысл выделение квантитативно-силлабо-акцентного и т. п. [стиха]. Универсализм предложенного подхода в другом: он позволяет производить эффективный анализ любых форм стихосложения, а каждой из проанализированных форм найти ее естественное место в ряду других С[истем] С[тихосложения]» (Лотман М. Ю. О системах стихосложения. — 1998. — С. 249—250).

21.дисциплина
27.источники
28.автор(ы) статьи
29.ссылка на статью
И. А. Пильщиков. Система стихосложения. Версия от 2021-10-28 // СПСЛ: Тезаурус. — URL: https://cpcl.info//thesaurus/article/10