Метр

1.термин
Метр
2.тип термина
объект
3.вид статьи
полная
7.этимология

греч. μέτρον ‘мерило, мера, размер’

8.иноязычные эквиваленты
metre (англ.)
meter (англ.)
mètre (фр.)
patrón métrico (исп.)
esquema métrico (исп.)
schema metrico (ит.)
Metrum (нем.)
Versmaß (нем.)
metrum (чеш.)
metrum (пол.)
9.синоним(ы)
10.определение

Принцип организации стихотворной строки, определяющий закономерность чередования определенных типов слогов.

11.альтернативные определения

«Норма, определяющая ритмическое задание» (Томашевский Б. В. Русское стихосложение: Метрика. — 1923. — С. 11).


«Общий закон чередования сильных и слабых звуков [в стихе]» (Жирмунский В. М. Введение в метрику. — 1925. — С. 11. — Цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 10).


«Самая общая схема звукового ритма стиха, т. е. предсказуемого появления определ[енных] звуковых элементов на определ[енных] позициях» (Гаспаров М. Л. Метр. — 1987. — С. 219).


«Закономерность ритма, обладающ[ая] достаточной определенностью, чтобы вызывать: а) ожидание ее подтверждения в следующих стихах, б) специфическое переживание “перебоя” при ее нарушениях» (Колмогоров А. Н. К изучению ритмики Маяковского. — 1963. — С. 64).

14.контексты употребления

«Первая настоятельная задача заключается въ точномъ разграниченіи ритма и метра; странно сказать, но эти области доселѣ смѣшиваются; въ то время какъ ритмъ является выраженіемъ естественной напѣвности души поэта (духомъ музыки), метръ является уже совершенно точно кристаллизованной, искусственной формой ритмическаго выраженія» (Белый А. Лирика и эксперимент // Белый А. Символизм. — 1910. — С. 254).


«[...] въ генетическомъ развитіи поэтическихъ формъ музыкальный ритмъ есть нѣчто родовое по отношенію къ метру; въ данной поэтической формѣ — наоборотъ: ритмъ есть всегда нѣчто индивидуальное по отношенію къ формѣ; между ритмомъ и метромъ происходитъ всегда глухая борьба; выраженіе этой борьбы болѣе всего насъ плѣняетъ въ индивидуальныхъ формахъ» (Белый А. Комментарии // Белый А. Символизм. — 1910. — С. 565).


«Основная проблема теории стиха [...] — противопоставление ритма и метра, как оно впервые было отчетливо выражено для классического русского стиха в известных работах А. Белого о четырехстопном ямбе (“Символизм”, 1910)» (Жирмунский В. М. Введение в метрику. — 1925. — С. 6. — Цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 6).


«[...] в стихах следует различать [...]: || 1. Метрическую схему, метр, норму, по которой стихи пишутся, и принцип, по которому они сочетаются друг с другом; || 2. Ритм [...]; || 3. Ритмический импульс [...]» (Томашевский Б. В. Русское стихосложение: Метрика. — 1923. — С. 66).


«[Идея противо[по]ставления метра ритму, отвлеченной схемы — реальной форме звучания плодотворна в том отношении, что ставит вопрос об изучении ритмических форм реальной стихотворной речи вне всякой зависимости от нахождения ее метрической основы» (Томашевский Б. В. Русское стихосложение: Метрика. — 1923. — С. 44).


«[...] метр есть принцип совместности стихов. Стихи объединяются в стихотворения по принципу метрического единства» (Томашевский Б. В. Русское стихосложение: Метрика. — 1923. — С. 44).


«[...] ритмическое ожидание (предсказуемость) — главный признак наличия метра в стихе» (Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — 1974. — С. 14).


«[...] обычно слово “М[етр]” применяется не к упорядоченности словоразделов между стихами и частями стиха [...], а к упорядоченности разл[ичным] образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово “М[етр]” применяется лишь к метрическому стихосложению (выделение долгих и кратких слогов) и к силлабо-тоническому стихосложению (выделение ударных и безударных)» (Гаспаров М. Л. Метр. — 1987. — С. 219).


«При сочинении стихов поэт обычно сперва ощущает М[етр] как общую звуковую схему (“гул-ритм”, по выражению Маяковского), к[ото]рой должны соответствовать будущие стихи, а потом реализует ее в конкретных словосочетаниях, дающих ритмич[ескую] вариации М[етра]. При восприятии стихов, наоборот, читатель сперва видит конкретные ритмич[еские] вариации, а потом по ним угадывает тот М[етр], к[ото]рым написано стихотворение. (Первый подход побуждает представлять ритм как “отклонение от метра”, второй — как “воплощение метра”; оба они — односторонние.)» (Гаспаров М. Л. Метр. — 1987. — С. 220).


«[...] самое серьезное возражение против линейной иерархии метра и ритма связано с их взаимной невыводимостью. [...] Иерархически оба начала равны — это разные аспекты одного и того же принципа, рассмотренного под углом единичного факта (ритм) или всеобщего закона (метр)» (Шапир М. И. Metrum et rhythmus sub specie semioticae [1990]. — 2000. — С. 95—100).


«Для Андрея Белого, Томашевского и Жирмунского метр был законом, а ритм— тенденцией; для Шапира и ритм и метр — тенденции, и они не выводимы один из другого. Ритм не является частным случаем метра, поскольку, имея возможность нарушать метр, ритм от него независим, автономен. || В свою очередь, метр полностью невыводим из ритма, поскольку ритмически идентичные строки могут по-разному интерпретироваться в зависимости от инерции метрического контекста — или, что то же самое, ритмические формы разных метров могут быть изоморфны друг другу» (Пильщиков И. А. Понятия «стих», «метр» и «ритм» в русской стиховедческой традиции. — 2017. — С. 18).


«Эта теоретическая модель помогает понять условия перетекания ритмов в метры, а метров — в ритмы. Если усилить ритмическую тенденцию, подняв ее выше известного порога, она станет своей противоположностью, то есть тенденцией метра» (Шапир М. И. Metrum et rhythmus sub specie semioticae [1990]. — 2000. — С. 103).


«[...] с теоретической точки зрения вопрос о том, что является данностью, а что конструктом, не так уж и прост. Ритм данность, а метр — конструкт? или метр данность, а ритм — конструкт?» (Пильщиков И. А. Понятия «стих», «метр» и «ритм» в русской стиховедческой традиции. — 2017. — С. 17).


«Существует два основных подхода к экспликации стихотворного метра, назовем их априорным и апостериорным. С точки зрения априорного подхода стихотворный метр предшествует [...] поэтическому тексту и реализуется в нем; компетентный читатель узнает этот метр, исследователь — описывает его. [...] С точки зрения апостериорного подхода метр не предшествует тексту, а является его имманентным свойством, компетентный читатель это свойство тем или иным образом улавливает [...], исследователь его эксплицирует» (Лотман М. Ю. Становление античных размеров в русском стихе: аспекты когнитивной метрики. —2008. — С. 25).


«Часто различие между эксплицитным и имплицитным размером отражено уже в названии: если эксплицитные метры, как правило, обозначаются общими именами конвенционального характера (ямб, хорей и т.п.), то имплицитные формы часто или вообще не имеют общепринятого названия, или название их имеет характер дескрипции (“русский сказочный размер”, “былинный стих”, “стих Маяковского” и даже “Стих «Песен западных славян»”)» (Лотман М. Ю. Становление античных размеров в русском стихе: аспекты когнитивной метрики. —2008. — С. 28).

21.дисциплина
27.источники
28.автор(ы) статьи
29.ссылка на статью
И. А. Пильщиков. Метр. Версия от 2021-11-04 // СПСЛ: Тезаурус. — URL: https://cpcl.info//thesaurus/article/38