Стих2 [стихотворная строка]
Путь в структуре
от греч. στίχος ‘ряд, строка’
verse (англ.)
vers (фр.)
verso (исп.)
verso (ит.)
Vers (нем.)
verš (чеш.)
wers (пол.)
Стихотворная строка, отрезок стихотворной речи, обладающий ритмическим единством, сопоставимый и соизмеримый с соседними отрезками.
«СТИХ (от греч. στίχος — ряд, строка) — худож[ественная] речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки (каждый из них также наз[ываются] “С[тих]”), к[ото]рые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые» (Гаспаров М. Л. Стих. — 1972. — С. 197).
«В современной европейской практике утвердился обычай писать стихи равномерными строчками, выделяя их даже заглавными буквами, прозу же печатать сплошными строчками, без разрывов. При всей разобщенности графики и живой речи, факт этот показателен, так как с письменностью связаны определенные речевые ассоциации. Это дробление стихотворной речи на “стихи”, на периоды, звуковая потенция которых сравнима между собой, а в простейшем случае и просто равна между собой, и является, очевидно, специфической особенностью стихотворной речи. Эти стихи, эти — назовем их так — эквипотенциальные речевые периоды, своею сменою и создают в нашем восприятии впечатление организованного повтора подобозвучащих рядов, впечатление “ритмичности” или “стиховности” речи. Сущность “ритмичности” — в сравнении обособляемых рядов, “стихов”, осуществляемом в восприятии их смены» (Томашевский Б. В. Проблема стихотворного ритма. — 1923. — С. 128. — Цит. по: Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. — 2008. — С. 31).
«Задача поэта заключается в создании стиха как некоторой идеальной фразы, фразы специфически эстетической, т. е. не нуждающейся в логической мотивировке. Ощутимость конструктивного принципа дробления речи на эквивалентные ряды-стихи есть первое условие стиховой речи» (Томашевский Б. В. Стих и ритм [1925]. — 1928. — С. 11. — Цит. по: Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. — 2008. — С. 59).
«В отличие от прозы стиховая речь есть речь ритмизованная, т.-е. построенная в виде звуковых отрезов, или систем звуковых отрезов, которые воспринимаются как равнозначные, сравнимые между собой. || Таким отрезом — стихом, ритмической единицей — является речевой период, приблизительно равноценный с прозаическим колоном, т.-е. ряд слов, объединенный некоторой единой интонационной мелодией. || В то время, как прозаическая речь развивается свободно, колон подхватывает колон, и границы колонов не всегда бывают строго очерчены, стиховая речь должна быть резко разделена на стихи, с совершенно отчетливыми их границами» (Томашевский Б. В. Теория литературы (Поэтика). — 1925. — С. 72).
«Слово получает свою окраску в зависимости от положения своего в стихе. В прозе его синтаксическая соотнесенность определяется его относительным положением по отношению к другим словам. В стихе его связь с другими словами определяется не только линейной последовательностью слов, но и принадлежностью его к известному ритмико-синтаксическому разделу стиха. Движение речи происходит в двух направлениях: от слова к слову и от одной ритмико-синтаксической части стиха к аналогичной части следующего стиха» (Томашевский Б. В. Ритм прозы («Пиковая дама») [1920—1928] // Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. — 2008. — С. 296).
«[...] стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь» (Томашевский Б. В. Стих и язык. — 1959. — С. 10).
«Только в самом грубом приближении можно говорить о стихотворной речи, что в ней присутствует лишь одна степень членения — “стих”. [...] || Самое низшее членение — каждый стих в отдельности. Каждый стих содержит более или менее замкнутую фразовую единицу [...] || Получается ритмическая и интонационная лестница разностепенных делений. || Однако стих не всегда в этой лестнице занимает низшее положение. Бывают случаи, когда стих является сложной единицей. Таковы все цезурованные стихи, в которых каждая строка состоит из двух полустиший» (Томашевский Б. В. Стих и язык. — 1959. — С. 19).
«[...] если стих ограничивается одним словом, то во-первых, то обстоятельство, что слово = отдельному стиху, во-вторых, что оно стоит на разделе, — значительно, увеличивает его силу и обособляет его, способствуя оживлению основных признаков» (Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. — 1924. — С. 68).
- Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. — Л.: Academia, 1924.
- Томашевский Б. В. Проблема стихотворного ритма // Литературная мысль. — Пг., 1923. — Вып. II. — С. 124—140. — [Переизд.]: Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. — СПб.: Филол. фак. СПбГУ; М.: Академия, 2008. — С. 24—52.
- Томашевский Б. В. Стих и ритм: Методологические замечания [1925] // Поэтика. — Л.: Academia, 1928. — Вып. IV. — С. 5—25. — (Временник Отдела словесных искусств / ГИИИ). — [Переизд.]: Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. — С. 53—74.
- Томашевский Б. В. Теория литературы (Поэтика). — Л.: Гос. изд-во, 1925.
- Томашевский Б. В. Ритм прозы («Пиковая дама») [1920—1928] // Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. — СПб.: Филол. фак. СПбГУ; М.: Академия, 2008. — С. 243—299.
- Томашевский Б. В. Стих и язык: Филологические очерки. — М.; Л.: ГИХЛ, 1959.
- Шапир М. И. Стих и проза: пространство-время поэтического текста (Основные положения) // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика / Ред.: М. Л. Гаспаров, Т. В. Скулачева. — М.: Наука, 1996. — С. 41—49.
- Шапир М. И. «Versus» vs «prosa»: пространство-время поэтического текста // Шапир М. И. Universum versus: Язык — стих — смысл в русской поэзии XVIII—XX веков. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Кн. 1. — С. 36—75.
- Пильщиков И. А. Понятия «стих», «метр» и «ритм» в русской стиховедческой традиции // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. — 2017. — [Вып.] XI: Славянский стих. — С. 12—30.