Ритмизованная проза
Основная статья:
причастная форма глаг. ритмизировать (по модели нем. rhythmisieren) от сущ. ритм (от греч. ῥυθμός ‘размеренность, ритм’) + проза (от лат. prosa)
prose rythmisée (фр.)
prose rythmée (фр.)
prosa ritmada (исп.)
prosa ritmata (англ.)
rhythmisierende Prosa (нем.)
rhythmisierte Prosa (нем.)
rytmická próza (чеш.)
proza rytmiczna (пол.)
То же, что ритмическая проза.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет, или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру» (Гоголь Н. В. Страшная месть. — 1832).
«“Петербург” Андрея Белого , как и все его прозаические художественные произведения, написан ритмической (точнее: ритмизованной) прозой» (Иванов-Разумник. Вершины. — 1923. — С. 115).
«История русского стиха показывает, что силлабическим виршам предшествовали неравносложные рифмованные вирши типа раешного стиха, происхождение которых может быть выведено из элементарных форм ритмизованной прозы (пословицы, поговорки, загадки и т. п.)» (Харлап М. Г. Силлабика и возможности ее воспроизведения в русском переводе. — 1981. — С. 40).
«[Свободный стих] [э]то широкая полоса переходных форм от мерного белого стиха к ритмизованной прозе» (Холшевников В. Е. Мысль, вооруженная рифмами [1987]. — 2005. — С. 43).
- Иванов-Разумник. Вершины: Александр Блок. Андрей Белый. — Пг.: Колос, 1923.
- Орлицкий Ю. Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. — 2-е изд. — М.: ЯСК, 2021.
- Харлап М. Г. Силлабика и возможности ее воспроизведения в русском переводе // Мастерство перевода. — М.: Сов. писатель, 1981. — Сб. 12: 1979. — С. 4—50.
- Холшевников В. Е. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха [1987]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия; СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2005.