Ритмическая проза
прил. от ритм (от греч. ῥυθμός ‘размеренность, ритм’) + проза (от лат. prosa)
prose rythmique (фр.)
prosa rítmica (исп.)
prosa ritmica (ит.)
rhythmische Prosa (нем.)
rytmická próza (чеш.)
proza rytmiczna (пол.)
«Фонетически организов[анная] проза [...] с ощутимой упорядоченностью ритма» (Гаспаров М. Л. Ритмическая проза. — 1987. — С. 327).
«Проза, в к[ото]рой присутствуют определ[енные] стопные закономерности: обычно ударения ложатся на каждый третий слог, образуя правильный дактилический (амфибрахич[еский], анапестич[еский]) метр» (Гаспаров М. Л. Ритмическая проза. — 1987. — С. 327).
«С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темнооливковый, с вязью пальметт — особняк: в переулке, в Леонтьевском!...» (Белый А. Маски. — 1932).
«Следует различать ритм как “естественное свойство речи вообще” [Б. Томашевский. О стихе. «Прибой», 1929, стр. 256] и ритм как средство художественного воздействия так называемой ритмической прозы. “Естественный ритм” прозы представляет неорганизованную последовательность сильных и слабых звуков речи (ударных и неударных слогов) и в этом смысле отличается от стиха, метрически организованного, т. е. представляющего закономерное чередование сильных и слабых слогов. В ритмической прозе, как и в свободном стихе, наличествуют признаки ритмической организации [...]» (Жирмунский В. М. О ритмической прозе. — 1966. — С. 103).
«Так называемая ритмическая проза также построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп. Элемент повторений и синтаксического параллелизма играет и здесь важнейшую роль. За синтаксическим упорядочением следует также художественное распределение ритмического материала, но еще более свободное и разнообразное. [...] Синтаксические повторения и параллелизмы (в особенности — двучленный параллелизм) в поэтической прозе “Вечеров на хуторе” составляют основу их своеобразного ритмического воздействия» (Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений. — 1921. — С. 94—95. — Цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 535).
«Подобно стиху, периоду, строфе или группе строф в стихотворении, абзацритмической прозы образует сложное интонационно-синтаксическое целое, состоящее из взаимосвязанных и иерархически соподчиненных элементов (так называемые “колоны” и “комматы” античной риторики)» (Жирмунский В. М. О ритмической прозе. — 1966. — С. 107).
«[...] ритмизация художественной прозы осуществляется средствами ритмико-синтаксического параллелизма и повторений на основе вторичных признаков стихотворной речи, выступающих взамен первичных при отсутствии метрической организации поэтического языка. Средства эти могут быть различными [...]; однако во всех случаях они носят свободный, нерегулярный характер и никогда не превращаются в единообразную метрическую схему. Этими признаками ритмическая проза отличается от художественной прозы, в ритмическом отношении нейтральной» (Жирмунский В. М. О ритмической прозе. — 1966. — С. 114).
«[Ритмическая проза] [р]азрабатывалась в антич[ной] и ср[едне]век[овой] лат[инской] лит[ерату]ре, оказала влияние на европ[ейскую] прозу 16 — нач[ала] 19 вв. В рус[ской] прозе ритм такого рода ощутим, напр[имер], у Н. М. Карамзина; Н. В. Гоголя (“Чуден Днепр при тихой погоде...”)» (Гаспаров М. Л. Ритмическая проза. — 1987. — С. 327).
«[...] две самые характерные художественные формы позднего Белого: || во-первых, “ритмическая проза”, где целые страницы оказываются как бы одной бесконечной строкой анапеста или дактиля [...]; для Белого это не стихи, а проза, потому что напечатано не с интонационной разбивкой, а подряд; || а во-вторых, “рифмованная проза” [...]» (Гаспаров М. Л. Слово между мелодией и ритмом. — 1997. — С. 151).
- Гаспаров М. Л. Ритмическая проза // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — Т. 6. — Стб. 303.
- Гаспаров М. Л. Ритмическая проза // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 327.
- Гаспаров М. Л. Слово между мелодией и ритмом. Об одной литературной встрече М. Цветаевой и А. Белого [1989] // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 148—161.
- Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений. — Пб.: Опояз, 1921. — Цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л.: Сов. писатель, 1975. — С. 431—536.
- Жирмунский В. М. О ритмической прозе // Русская литература. — 1966. — № 4. — С. 103—114.
- Штокмар М. Л. Ритмическая проза в «Островитянах» Лескова [1926] // Ars poetica: Сб. подсекции теоретической поэтики / Сб. ст. под ред. М. А. Петровского и Б. И. Ярхо. — М.: ГАХН, 1928. — Вып. II: Стих и проза. — С. 183—211. — (Труды Гос. акад. худож. наук. Литературная секция; Вып. 2).