Размер стихотворный
Основная статья:
Путь в структуре
калька нем. Versmaß ‘размер стиха’
metre (англ.)
mètre (фр.)
patrón métrico (исп.)
esquema métrico (исп.)
schema metrico (ит.)
Versmaß (нем.)
metrum (чеш.)
rozmiar wierszowy (пол.)
То же, что метр.
Конкретная разновидность метра, определяемая по числу стихообразующих единиц (стоп, слогов, иктов).
«Внутренняя мера стиха, определяемая системой стихосложения, к к-рой принадлежит данное стихотв[орное] произведение» (Холшевников В. Е. Размер стихотворный. — 1971. — С. 158).
«Длина стиха каждого метра» (Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — 1974. — С. 13).
«Р[азмер] с[тихотворный] существует не в отдельной стопе и даже не в строке, а только в соотнесенности строк» (Никонов В. А. Размер стихотворный. — 1974. — С. 308—309).
«Описательная метрика имеет целью воспроизвести наличность размеров, употребляемых данным писателем или в определенную историческую эпоху, дать классификацию этих размеров и установить встречаемость тех или иных конкретных ритмических вариаций. Историческая метрика изучает смену метрических форм или историю отдельных систем стихосложения, размеров и т. п.» ( (Жирмунский В. М. Введение в метрику. — 1925. — С. 12; цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 11).
«[...] самая структура стиха (грубо говоря, “размер” его) выбирается адекватной выражению, а самый строй речи отсеивается в процессе творчества так, что он естественно осуществляет этот “размер”. || Это выдвигает две проблемы. Первая связана с аффективным смыслом размера. Все размеры в какой-то мере выразительны, и выбор их не безразличен. Бывают более тесные размеры, пригодные для передачи эмоций ограниченной области (сложные строфические построения, применяемые в коротких лирических произведениях); другие размеры более «гибки» и позволяют поэтому менять тон своей речи (таким размером для поэзии пушкинской эпохи был четырехстопный ямб); но, несомненно, каждый размер имеет свой “ореол”, свое аффективное значение» (Томашевский Б. В. Стих и язык. — 1959. — С. 27).
«[...] чем менее употребителен размер, тем отчетливее его семантическая специфика. У редкого гексаметра или фольклорного стиха семантический ореол узок до однозначности, а у массового 4-ст. ямба или 4-ст. хорея широк до полной нейтрализации: в этих размерах возможна практически любая тематика» (Гаспаров М. Л. Метр и смысл. — 2012. — С. 61).
«“Ритмическая композиция” — понятие, возникающее при анализе полиметрических произведений — таких, различные части которых написаны разными размерами. Здесь, по-видимому, можно считать бесспорным, что перелом от размера к размеру сопровождается, как правило, и переломом в содержании; спорным остается вопрос, можно ли говорить о постоянной связи того или иного размера с той или иной темой, проходящей в произведении» (Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — 1974. — С. 36).
«Длина стиха каждого метра называется его размером и определяется числом стоп: так, размеры хореического метра — это 2-стопный, 3-стопный, 4-стопный хорей и т. д. Если в тексте упорядоченно чередуются стихи разных размеров одного метра, такой стих называется разностопным урегулированным (или просто разностопным). Если в стихе неупорядоченно чередуются стихи разных размеров одного метра, такой стих называется вольным. Термины “размер” и “метр” иногда употребляются как синонимы» (Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — 1974. — С. 13).
«Каждый М[етр] (напр., ямб) дает неск[олько] стихотворных размеров ([...] 4-стопный ямб, 3-стопный ямб, чередование 4- и 3-стопного ямба и пр.), а каждый размер — неск[олько] разновидностей (4-стопный ямб со сплошными мужскими клаузулами, с чередованием мужских и женских, мужских и дактилич. клаузул и пр.)» (Гаспаров М. Л. Метр. — 1987. — С. 219).
«В силлабич[еском] стихосложении Р[азмер] с[тихотворный] определяется числом слогов .(8-сложный стих, 11-сложный стих), в тоническом — числом ударений (3-ударный стих, 4-ударный стих), в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль); в последних обычно различаются понятия метр (определяющий ритмич[еское] строение стиха, напр. ямб), Р[азмер] с[тихотворный] (определяющий длину стиха, напр. 4-стопный ямб) и разновидность Р[азмера] с[тихотворного] (определяющая дополнит[ельную] специфику ритма, напр. 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями). Однако эта терминология еще не вполне установилась (“метр” и “ Р[азмер] с[тихотворный]” употребляются и как синонимы)» (Гаспаров М. Л. Размер стихотворный. — 1987. — С. 317).
«Ближе всего совпадают со средним объемом речевого колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в рус. поэзии Р[азмеры] с[тихотворные] с длиной строки в 8—9 слогов (4-стопные хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Р[азмеры] с[тихотворные] звучат отрывисто, более длинные — торжественно и плавно. Эти естеств[енные] особенности во взаимодействии с историко-лит[ературными] традициями определяют тяготение отдельных Р[азмеров] с[тихотворных] к тем или иным жанрам и темам. В зависимости от популярности разл[ичных] жанров и освоения разл[ичной] тематики употребительность разных Р[азмеров] с[тихотворных] в истории рус[ской] поэзии менялась» (Гаспаров М. Л. Размер стихотворный. — 1987 — С. 317).
«Факт прозаизации стиха на уровне системы размеров, наряду с повышенной частотностью употребления полиметрии, — несомненное свидетельство того, что вырвавшаяся вперед в этот период [нач. XX в.] поэзия по-прежнему взаимодействует с прозой и не только влияет на прозу (Сологуб, Блок, Белый — в первую очередь), но и испытывает влияние с ее стороны» (Руднев П. А. Введение в науку о русском стихе. — 1989. — С. 68).
- Жирмунский В. М. Введение в метрику: Теория стиха. — Л.: Academia, 1925. — [Переизд.]: Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л.: Сов. писатель, 1975. — С. 3—232.
- Томашевский Б. В. Русское стихосложение: Метрика. — Пг.: Academia, 1923.
- Томашевский Б. В. Стих и язык: Филол. очерки. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959.
- Холшевников В. Е. Размер стихотворный // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 158.
- Никонов В. А. Размер стихотворный // Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974. — С. 308—309.
- Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — М.: Наука, 1974.
- Гаспаров М. Л. Метр // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 219—220.
- Гаспаров М. Л. Размер стихотворный // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 317.
- Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. — 2-е изд. — М.: Фортуна ЭЛ, 2012.
- Руднев П. А. Введение в науку о русском стихе. Вып. 1. — Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1989.