Эйдология
Путь в структуре
от др.-греч. εἶδος ‘образ, вид’ (в варианте «эйдолология»: др.-греч. εἰδώλων ‘образ, изображение’) + др.-греч. λόγος ‘учение, наука’
Eidologie (нем.)
«Учение об образах» (Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения. — 2006. — С. 42).
«Теория поэзии может быть разделена на четыре отдела: фонетику, стилистику, композицию и эйдолологию» (Гумилев Н. С. Анатомия стихотворения. — 1921. — С. 70).
«Эйдолология подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим темам поэта. Каждый из этих отделов незаметно переходит в другой, а эйдолология непосредственно примыкает к поэтической психологии» (Гумилев Н. С. Анатомия стихотворения. — 1921. — С. 70).
«Уже существует учение об образе, эйдология, или иконология, но все, начиная с Потебни и кончая автором огромного немецкого труда “Das Bild”, расходятся в его определении» (Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения. — 2006. — С. 42).
«Начиная с эйдологии (иконологии), замечу, что наша наука, как мне кажется, мало подчеркивала значение художественного образа, как единицы поэтики (подобно тому, как фигура есть единица стилистики, а стих (колон) — единица фоники), и что, стало быть, исходя из него нужно строить и остальные разделы поэтики, т. е. учение о мотивах, сюжетах и концепции» (Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения. — 2006. — С. 42).
- Гумилев Н. С. Анатомия стихотворения // Дракон: Альманах стихов. — Пб., 1921. — Вып. 1. — С. 69—72.
- Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. — Пг.: Мысль, 1923.
- Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы. — М.: Языки слав. культур, 2006.